Вы здесь

Жадовская Юлия Валериановна

29.06.1824—23.07.1883

Юлия Валериановна Жадовская родилась 29 июня 1824 года в с.Субботине Любимского уезда, Ярославской губернии, родовом имении ее отца, Валериана Никандровича Жадовского, принадлежавшего к древнему дворянскому роду. Он служил сперва во флоте, а затем, выйдя в отставку в чине капитан-лейтенанта, перешел в гражданскую службу и был до начала 1850-х гг. председателем Ярославской палаты Гражданского Суда; матерью писательницы была Александра Ивановна Готовцева, в 1821 г. с шифром окончившая курс Смольного Института. Девочка Юлия появилась на свет с плохим зрением и физическим недостатком — без кисти левой руки и только с тремя пальцами на правой.

После смерти матери в 1825 году Ю. В. Жадовская росла в доме своей бабушки, Готовцевой, в сельце Панфилово (Буйского уезда), которая очень полюбила внучку и создала хорошие условия для ее развития. Трех лет девочка научилась читать, а с пяти лет книги стали настоящим ее увлечением.

Деревенская библиотека ее деда Готовцева была предоставлена в полное ее распоряжение, и она, не руководимая никем в выборе книг, читала все, что находила: например, сочинения Вольтера, Руссо, и в то же время Эккартсгаузена и других мистиков.

До 12-ти летнего возраста Жадовская безвыездно прожила у бабушки, «пользуясь деревенской полной свободой, на лоне природы; более всего она любила, хотя и бессознательно, отдаваться созерцанию красот природы, под благотворным влиянием которой складывался характер девушки — мечтательный, вдумчивый, терпеливый». Приехавшая в Панфилово тетка Жадовской, Анна Ивановна Корнилова, взяла племянницу к себе в Кострому. Она была женщиной образованной, страстно любившей литературу и помещавшей статьи и стихотворения в изданиях двадцатых-тридцатых годов XIX века под своей девичьей фамилией Готовцова. Тетка очень серьезно отнеслась к воспитанию племянницы, обучала ее французскому языку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой.

Прожив в Костроме около года, Жадовская вернулась к бабушке, а затем, на пятнадцатом году жизни, отдана была отцом в Костромской пансион госпожи Прево де Люмьен [Прибытковой], где с первых же дней сделалась общей любимицей и лучшей ученицей. Молодой преподаватель П.М. Перевлесский (впоследствии видный филолог, профессор Александровского лицея) обнаружил у нее незаурядные литературные способности и одобрительно отнесся к ее первым поэтическим опытам. Он стал руководить её занятиями и развивать её эстетический вкус. Но вскоре пансион закрылся, и Жадовская с 1840 года поселилась в доме отца, в Ярославле [по другим сведениям, преподавание в пансионе не удовлетворяло Жадовскую, и она попросила отца забрать ее]. Перевлесский, переведшийся в ярославскую гимназию, был приглашен к ней домашним учителем. Молодые люди полюбили друг друга. Несколько лет их чувства сохранялись в тайне, но когда они, намереваясь обвенчаться, открылись отцу Жадовской, тот решительно воспротивился браку дочери с бедным разночинцем, бывшим семинаристом, сыном дьякона, и добился его перевода в Москву. Жадовская, подчинившись воле отца, расставшись с любимым человеком, до конца осталась верна его памяти. Кроткая девушка осталась в отцовском доме, где прожила еще двадцать лет. Литературные занятия стали единственной отдушиной в ее безрадостном существовании.

Мотивы ее стихотворений - оплакивание любви, задушенной в ее расцвете, воспоминания о любимом человеке, смиренное преклонение перед судьбой, созерцание все примиряющей природы, надежда на небесное счастье и горькое сознанье пустоты жизни.

Чтобы заглушить сердечную пустоту, тяготившую ее в доме любившего ее по-своему, но тяжелого по характеру отца, девятнадцатилетняя Жадовская взяла к себе на воспитание свою двоюродную сестру-сироту H. П. Готовцеву, вышедшую впоследствии замуж за профессора Демидовского лицея Федорова В.Л.

 

Я стою перед иконой
И без слов молюсь;
Я молюсь Тебе, Создатель, —
Об одном прошу:
Пусть пошлет мне страданье, —
Дух к нему привык;
Пусть меня забудут скоро
Все, кого люблю.
Пусть забудут,
пусть разлюбят;
Только, Боже мой,
Посылай им чаще радость,
Счастья посылай;
Если есть его на долю
У Тебя мою,
Эту долю моим милым
Раздели, молю!

                        Для милых (1853)

Узнав, о поэтических опытах дочери, отец в 1843 году повез её в Москву и в Петербург, чтобы дать ход её дарованию. Там она познакомилась со многими представителями литературного и артистического мира; в Москве она бывала у искренно ею любимого Ю.Н. Бартенева, который знал ее еще девочкой в Костроме; он доставил ей знакомство с Погодиным; встречалась она также с Хомяковым, Загоскиным, И. Аксаковым, Ф. Глинкою; в Петербурге она посещала дом Ф.И. Прянишникова, где, между прочим, встретилась с К. Брюлловым, а M.П. Вронченко, знавший Жадовскую еще в Ярославле, познакомил ее с И.С. Тургеневым, А.В. Дружининым, князем П.А. Вяземским, М.П. Розенгеймом, Э.И. Губером.

Начиная с этого времени в печати появляются произведения Юлии Валериановны Жадовской.

В 1846 г. ею выпущен был в Москве сборник «Стихотворений», встреченный сочувственными отзывами тогдашних критиков, которые, однако, отмечали в ее произведениях не столько поэтические достоинства, сколько «гражданские мотивы», материал для суждения и понимания положения мыслящей женщины, приниженной и забитой окружающей обстановкой.

 

Молю Тебя, Создатель мой:
Смири во мне страстей волненье,
Избавь меня от искушенья,
Исполни кротости святой!

От грешных чувств, от гордых дум
Оборони меня, Спаситель, -
И озари мне, Искупитель,
Небесным светом бедный ум!
           

                        Молитва (1846)

При активном участии Жадовской в Ярославле в 1849 и 1850 годах выходят Ярославские литературные сборники. Ее глубоко волнует положение крестьян, и она пишет профессору И.Н. Шиплю: «Отчего так долго тянется крестьянский вопрос и будет ли конец? Будет ли конец этой истоме, этому лихорадочному ожиданию бедных людей?»

В 1858 году появился второй сборник «Стихотворений». Кроме многих перепечатанных из первой книги, сюда вошло большое число новых произведений, наряду с глубоко-личными – и стихи гражданского звучания. Книга была тепло принята критикой. В том же году вышли «Повести Юлии Жадовской».

В дальнейшем Жадовская свои стихи почти не публиковала. Все реже появляются и ее прозаические произведения.

В 1862 году,  когда у друга их семьи ярославского доктора Карла Богдановича Севена умерла жена, Юлия Валериановна пожертвовала собой ради благополучия других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора. Кроме того, в течение пяти лет она ухаживала за тяжело больным отцом, который умер в 1870 г. Вскоре заболел и муж. В 1881 году он скончался, оставив на попечение жены большую семью. А в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. К этому периоду относится ряд стихотворений на религиозную тематику: «Молитва к Божией Матери», «Покрытый ранами» (1864г), – которые дополнили ряд написанных ранее: «Посев», «К Тебе, Владычице святая», «Заступнице Усердная», «Когда гоним тоской неутолимой», «Ангелу-Хранителю», «Молитва», «Для милых»,

Вскоре Жадовская продала свой дом в Ярославле и купила себе небольшое имение в селе Толстикове, Буйского уезда, Костромской губернии, недалеко от усадьбы ее бабушки, где она провела детство. Здесь Юлия Валериановна доживала свой век и 23 июля 1883 г. умерла.

Использованные материалы: 
  • «Стихотворения, Ю.В. Жадовская», биографическая справка Э.М. Шнейдермана
  • «Жадовская, Юлия Валериановна», Б. Модзалевский, Русский биографический словарь А.А. Половцова
  • «Жадовская», статья из проекта «Все о…»

Автор слов

Комментарии

Интересные у нас баптисты - берут стихи православных авторов, поют их, даже про иконы пишут, а чтоб исповедовать полноту Веры Православной - так и ума, и благодати им не хватает. Неужели так трудно прочитать Библию с Толкованием Святых Отцов - Иоанна Златоуста, к примеру, и других. Жаль, искренне жаль всех заблудших овец! Но и сам прежде был заблудший - слава Богу за молитвы православной Церкви-Матери нашей.

Я думаю, христиане берут стихи христиан, исполняют их, пишут на них музыку... О стихах известной евангельской поэтессы Веры Кушнир кто-то сказал, что у них "нет конфессии и деноминации". Христиане всех конфессий, в том силе и православные, любят ее произведения - потому что они говорят о Христе. То же и со стихами православных поэтов. Если они написаны истинными христианами, то будут близки и понятны всем, кто тоже верует в Господа и Спасителя Иисуса Христа. Мир вам.

Добавить комментарий