Александра Ивановна Пейкер родилась в 1858 [1859] году. Ее отец умер рано, и она осталась одна с матерью. До своего обращения, изучив музыку в Париже, была солисткой Императорского оперного театра [по другим данным – готовилась ей стать]. Будучи за границей, обратилась к Господу через проповедь Дуайта Муди. Вернувшись в Петербург, она посвятила себя для служения.
Собрания петербургской общины, проходивших у В.А. Пашкова, сопровождались пением. Вокруг фисгармонии стояла группа молодых девиц; они свежими голосами пели новопереведенные с английского языка евангельские песни, призывающие ко Христу. Их пение сопровождалось музыкой талантливой певицы и труженицы на ниве Божией, Александрой Ивановной Пейкер. Трое из этих молодых девушек были дочери хозяина дома, Пашкова, трое, дочери министра юстиции, графа Палена, и две – княжны Голицины
Пение и свидетельства А.И. Пейкер о Господе несли утешения больным, усталым и разочарованным жизнью людям, и одновременно ободряли в следовании за Господом. Призыв Христа стал для неё важнейшим в жизни. Она была счастливейшим человеком, несмотря на то, что намеренно осталась одинокой и незамужней, чтобы служить Тому, Кого любила больше всего. Студенты христианских кружков шептались, что П.Н. Николаи и А. Пейкер были бы замечательной парой, но оба они остались безбрачными.
В Новгородской губернии между Пестово и Череповцом, близ села Ивановского находилось имение Марии Григорьевны Пейкер. С 1875 года она со своей дочерью Александрой Ивановной положили начало изданию религиозно-нравственного журнала «Русский рабочий», в котором печатались поучительные рассказы, повести и небольшие назидательные духовные статьи, далекие от какой бы то ни было религиозной полемики (догматических споров). «Русский рабочий» издавался, с коротким перерывом, в течение 11 лет (с 1875 по 1886 год включительно). Мария Пейкер выпускала и распространяла журнал за свой счёт.
«Журнал издается с целью доставить рабочему населению назидательное чтение по дешёвой цене. Ознакомить читателей со Словом Божьим, необходимым для души каждого человека, возбудить в них жажду добра, показать им словами Священного Писания и примерами из жизни, что во всяком положении можно служить Богу и ближним в истине и в любви,— вот главная задача, которую старается выполнить наш журнал».
С семейством Пейкер был знаком русский писатель Н.С. Лесков, вследствие чего он изменил свое мнение о лорде Гренвиле Редстоке и его проповеди. Сын писателя, А. Н. Лесков вспоминает:
«Непосредственные отношения показались взаимно столь приятными и простыми, что в зиму 1878—1879 годов даже я, двенадцатилетний мальчик, стал непременным гостем тихих Пейкеровских субботних вечеров, проходивших в мягких беседах, в которых весьма часто видное участие принимал и мой отец. Здесь я, под покровительственным руководством двадцатилетней Александры Ивановны (дочери М. Г. Пейкер), знакомился с Евангелием, вырезал, наклеивал и раскрашивал медовыми красками избранные тексты для раздаривания их менее меня просвещенным, пел с ее голоса изданные ею же „любимые стихи“ на тот или иной евангельский стих или псалом и даже играл на английском концертино. Дружба наша так росла, что весной Пейкеры начали просить отца отпустить меня вместо Киева на все лето к ним в их имение, село Ивановское, с тем, что в конце лета за мной заедет сам отец. Здесь я еще более окреп во всех перечисленных занятиях, знаниях и искусствах…»
После смерти Марии Григорьевны, 27 февраля 1881 года, работу по выпуску журнала и редактированию продолжила ее дочь, А.И. Пейкер. После закрытия журнала она посвятила себя преимущественно деятельности среди молодых девушек из интеллигентных кругов. Позже она часто помогала Павлу Николаевичу Николаи в его вечерних собраниях для студентов, объясняя им Слово Божие тепло, живо, ясно и оригинально. Павел Николаевич очень дорожил ее сотрудничеством. Ее способ изложения привлекал внимание молодых студенток и побуждал их задумываться над смыслом бытия, над вопросом, столь чуждым широким массам студенчества того времени. Была переводчицей Джона Мотта во время его выступлений в Петербурге и Москве. В позднейшие годы она посвятила себя работе в больнице, основанной в Лесном графиней Верой Перовской, под её непосредственным влиянием. Александра Ивановна всегда умела отыскивать калек и отчаявшихся людей, а также бедных и несчастных, которых она устраивала в эту больницу. Наши братья нередко обращались к Александре Ивановне за объяснением непонятных им мест в Слове Божием, что она делала с готовностью и благословением.
Господь помог ей привести к Нему ослепшую Великую Княгиню Александру Иосифовну, мать Великого Князя Константина Константиновича. Александра Ивановна часто навещала в Мраморном Дворце Великую Княгиню, полную ропота на Бога за постигшую её в последние годы жизни слепоту. Великая Княгиня любила слушать пение Александры Ивановны, а потом стала охотно слушать чтение и объяснение Слова Божия, пока, наконец, приняв Господа, она не познала мир и радость спасения.
В 1904 году была объявлена война с Японией. Сестра [Мария Павловна] Ливен поступила старшей сестрой в отряд Красного Креста, отправлявшийся на фронт в Маньчжурию. В последнее воскресенье перед ее отъездом решили устроить прощальное собрание. К этому случаю Александра Ивановна Пейкер перевела песнь «Бог с тобой, доколе свидимся» на русский язык, и по желанию молодых девушек, собиравшихся тогда на общения у Е.И. Чертковой, воодушевлённым хором спели сестре на прощание этот гимн.
В 1924 году, будучи уже старушкой, Александра Ивановна Пейкер продолжала петь в хоре «Дома Евангелия» в Санкт-Петербурге. В жуткие 30-е годы она посещала семьи верующих.
- «Духовное пробуждение в России», Ливен С.
- «Александра Пейкер − оперная певица и подвижница», Кузнецова М., сайт «Русское богоискательство»
- «История ЕХБ в иллюстрациях: Начало издания журнала "Русский рабочий"», Синичкин А., слово-для-тебя.рф
Добавить комментарий