Вы здесь

Степанов Василий Прокофьевич

1874 – 1937

Родился 18 июля 1874 г. в с. Пески Тамбовской губернии (ныне – Воронежская область) в молоканской семье. Уже в 80-ые годы в молоканских собраниях на Тамбовщине проповедовал Евангелие благословенный миссионер - пресвитерианин Я. Д. Деляков, который после долгих размышлений стал убеждённым сторонником крещения взрослых после их обращения и возрождения от Слова Божьего, и сам принял крещение по вере в 1886 г., присоединившись к быстро растущему евангельско-баптистскому движению в России и Украине. Общины из таких взросло-крещённых верующих возникли в г. Балашове и с. Песках в 1890 г. Пламенным проповедником в Песковской общине баптистов стал старший брат Василия - Семен Степанов, обратившийся в этом же году в возрасти восемнадцати лет, через которого затем уверовал Василий, их отец и многие другие родственники-молокане. Регулярные собрания, теперь проводимые уже не в молоканском, а в евангельско-баптистском духе, с простым ясным чтением и изъяснением евангельских истин, с простыми, не заученными, но побуждаемыми Духом Святым молитвами, способствовали духовному возрождению многих молокан.

О своем обращении он пишет в стихотворении «Лестница о семи ступенях (Сибирь, 1929 г.):

 

Помню день, когда, Спаситель,
Ты грехи мои простил,
Сердце радостью исполнил,
Своей Кровию омыл.

Но душа моя стремится
В полноте познать Тебя.
Я хочу с Тобою слиться
И не жить уж для себя.

Если снова согрешаю,
Ты - Ходатай пред Отцом;
Я отчаянья не знаю,
Ободряешь Ты во всем.

Ты - мой Пастырь. Я уверен,
Что рука Твоя сильна.
Никогда я не погибну:
Сохранит меня она.

Ты - Отец мой милосердный,
Я - Твое, Господь, дитя.
Ты, в заботе неизменной,
Утешаешь Сам меня.

О, какое счастье сердцу:
Верный Друг всегда Ты мой!
Я в Тебе найду поддержку
В этой жизни суетной

В 1891 г. 24 декабря Василий Степанов уверовал будучи семнадцати лет и в следующем 1892 году принял крещение по вере. Вскоре он, подобно старшему брату, стал участвовать в чтении и изъяснении Евангелия в Песковской церкви христиан-баптистов. Его проповедническое призвание высоко оценили и верующие-"пашковцы", когда он во время отбывания военной службы в Петербурге ревностно посещал их собрания. Он познакомился с видными деятелями евангельского движения: В.А. Пашковым, И.В. Каргелем, В.А. Фетлером, И.С. Прохановым, многократно бывал в гостях у княгини Гагариной.

Об этих годах брат пишет в стихотворении «Тоска о юности» (г. Омск, 1929 г.):

 

Никогда я в жизни не забуду
Сладких и прекрасных моих дней,
Как звучали счастьем сердца струны,
Как пылал я в юности моей.

Сердце билось чистою любовью,
Я бежал на подвиги труда,
Не знаком я был тогда со скорбью,
И тревог не знал я никогда.

Как цветок, поднявшись над землею,
Я головку к небу поднимал
И вдыхал святой любви природу,
Что Сам Бог нам, людям, в мир послал.

И казалось мне, что дни блаженства
Светлой, нежной юности моей
Не погаснут, вечно не затмятся,
Принося свет счастья для людей.

Но, увы! Померкли мои цели.
От глубоких вздохов я устал.
Все мои друзья когда-то пели
[Слыша] эти звуки, я мечтал.

А теперь? Замолкли мои струны.
Арфу жизни я свою разбил.
Безутешно плачу и тоскую,
Но вернуть нельзя то, кем я был.

Скорбный сердцем, я взываю к Богу:
Помоги усталому в пути,
Удали страданье и тревогу,
И дай мне опять покой найти;

Чтоб я с новой силой был, как прежде,
С каждым днем душою молодел;
Получив, ответ мольбам надежды,
Снова с радостью Тебе воспел

Возвратившись домой, он продолжал свой труд благовестника с таким успехом, что это стало очевидным для всех, и, когда его старший брат Семен, пресвитер Песковской общины, для духовной работы переехал в г. Царицын (Нижнее Поволжье), то пресвитером был избран Василий. В 1903 г. 25 декабря он был рукоположен на это служение передовыми братьями Союза баптистов Д. И. Мазаевым и В. В. Ивановым.

В Петербургской общине, возглавляемой И.В.Каргелем, среди молодежи возникло некоторое недовольство недостаточной ревностью верующих по делу Божию. Молодежь общины, полагая, что наступило время решительных действий, в конце 1903 года начала собираться отдельно. Этот кружок вначале состоял из шести-семи человек. Первое предложение возглавить кружок молодежи было сделано В.П.Степанову, который в 1904 году находился в Петербурге. В.П.Степанов позднее вспоминал об этом так: «Как-то пришел ко мне Ф.М.Троснов и предложил: «Вы переезжайте к нам, будем собираться отдельно от Каргеля». Я на это не согласился. Тогда они обратились с подобной просьбой к И.С.Проханову».

Совершая служение, В. П. Степанов горел энтузиазмом, чтобы Песковская община обладала любовью, гостеприимством, радостью. Он всякий раз ликовал при общении членов церкви. Впоследствии он составил "Песнь привета" (гимн «Мы увидели друг друга»), посвященную собраниям детей Божиих. Песковская община ЕХБ была богата молодёжью, которую любил и о которой заботился брат. Он много трудился в детских собраниях. Поэтому неудивительно, что в 1908 г., когда руководство Союза баптистов для улучшения работы среди молодёжи решило создать специальную комиссию, то в неё вместе с такими выдающимися братьями как Фетлер В. А., Тимошенко М. Д., Одинцов Н. В. вошел и В. П. Степанов. Теперь ему предстояло трудиться как союзному работнику в общинах ЕХБ на всей территории России. При посещениях общин в нём открылось призвание к евангелизационным проповедям и вдохновенному пению, что в сочетании несло духовное пробуждение для верующих и способствовало покаянию невозрождённых душ в посещаемых общинах Союза.

В июне 1907 года в г.Балашове проходил первый съезд Миссионерского общества при Союзе баптистов. Кроме деловых заседаний, с 29 июня по 2 июля проводились богослужебные собрания как в молитвенном доме Балашовской общины, так и в народном доме, о которых возвещено было публике расклеенными по городу афишами. Всех собраний было три. Братья Степановы также участвовали в этих собраниях. Семен Прокофьевич говорил на втором собрании об Иисусе как о добром Пастыре, а Василий Прокофьевич на третьем собрании говорил на текст из Евангелия Иоанна (1, 11-12) о принятии в сердце Иисуса Христа.

В августе 1908 года Василий Прокофьевич участвовал в Европейском конгрессе баптистов в Берлине. А в 1909 году он был на I Всероссийском съезде молодежи в Ростове-на-Дону. Его избрали товарищем председателя съезда. В.П. Степанов выступил с докладом о духовном значении воскресных школ, отметив несколько моментов: обучение для пресечения развития греха в жизни ребенка, об организации классов воскресных школ и о построении уроков, о необходимости развивать школы в губерниях и открывать курсы для обучения учителей, об издании журнала для детей и информационного листка для учителей, в котором они могли бы обмениваться опытом. Брат обратил внимание на положительные результаты этого служения в своей общине:

«Несколько лет тому назад для детей нашей воскресной школы я получил 110 экземпляров Нового Завета …Все 110 экземпляров я раздал детям и попросил каждого ребенка на первой странице написать: «Господи, дай мне любить, читать, принимать и исполнять эту книгу», и сделать свою подпись. Прошло три года, и Господь посетил нашу воскресную школу: более взрослые девочки, а потом и мальчики, стали обращаться к Господу. Десять обращенных детей Господь дал в пробуждение нашей церкви и верующим в нашем селении. С того момента в течение года в нашем селении и окрестных селах обратилось и было крещено около 200 человек, более – молодежь».

В 1910 г. В. П. Степанов был избран секретарём расширенного правления Союза баптистов, а на Всероссийском съезде баптистов в 1911 г. вошёл в состав правления Союза совместно с пионерами баптистского движения братьями В. Г. Павловым и В. В. Ивановым-Клышниковым; с этого года он становится редактором - издателем журнала "Друг молодёжи" (до 1914 года, когда он был закрыт властями, затем его издание возобновилось, но редактором был Голяев А.И.). Также сотрудничал в других духовных журналах – «Гость», «Баптист», «Баптист Украины», в которых были помещены многие его вдохновенные проповеди и статьи. Выступая на съезде баптистов в 1911 г. с отчетом В.П. Степанов с глубоким сожалением говорил:

«...Имея в виду великую жажду народа слышать Слово Господне и видя маленькую горсточку - 30 человек наших благовестников... так хочется воскликнуть: "Что это для такого множества!.." В нашей кассе 11 000 рублей. О, какая это ничтожная цифра! 50 000 баптистов, множество братьев, владеющих сотнями, тысячами десятин земли и миллионным капиталом, а Господу отдано только 11 000 рублей! Так можно жить лишь при чрезмерном долготерпении Божьем».

В 1911 году брат был на II Всемирном конгрессе баптистов в Америке.

В.П. Степанов высоко ценил молитвенное общение с Богом, считал это общение непременным условием всякого успеха в жизни и, особенно, в духовном служении. В своих заметках он писал, что прежде чем излагать свои мысли, навеянные чтением книги Руфь (журнал «Баптист», 1928 г.), он опустился на колени и отдался сердцем Тому, Кто владеет и его пером, и его чувствами. Молясь и проповедуя Евангелие, В. П. Степанов говорил о полном перерождении личности, целиком отдавшейся в распоряжение Христу. При этом он утверждал, что, получив новое сердце от Иисуса, христианин становится совершенно новым творением, одухотворенным Спасителем. Василий Прокофьевич воспевает "Жизнь о семи цветах": духовная, нравственная, семейная, физическая, материальная, общественная и вечная. Брат был горячим проповедником Евангелия. Его проповеди были образными. Примеры, иллюстрирующие библейские тексты, он брал из окружающей его жизни. Во время его проповеди все внимание слушателей было приковано к говорящему. Слова его проповеди пробуждали покаяние, пробуждали у присутствующих стремления к чистоте и святости. Он призывал всех чад Божиих заполнить их жизнь непрерывным трудом на ниве Господней.

Василий Прокофьевич Степанов вспоминал, как  однажды Бог коренным образом изменил его служение:

«Прочитав в журнале «Христианин» статью «Как воскрешать мертвых», я от души, с большими слезами исповедовался перед Богом в том, что я до сих пор редко применял при оживлении грешных душ такой способ, какой избрали Илия и Елисей. Я вспомнил, что действительно грешники каялись только тогда, когда я прилагал своё сердце к их сердцам, скорбел об их горе, когда я плакал и молился о них с настойчивой верой. И я стал искренне взывать к Господу, чтобы Он наполнил мое сердце любовью к грешникам, дал бы мне к ним такие же чувствования, как у Него Самого. Мне было ясно одно, что если сложить две негорящие свечи, то огня не будет. Я молил моего Господа, чтобы Он зажег мое сердце самой пламенной любовью к Нему и к людям, дабы при моем прикосновении к сердцу грешника, оно загоралось, оживало. По мере того, как я молился, я чувствовал, как Дух Святой перерабатывает мне сердце. Мне становилось все более и более жаль людей, погибающих во грехах. Сознавая свое собственное бессилие в деле обращения грешников ко Христу, я решил постоянно молиться об излиянии Святого Духа на всякую плоть. В течение месяца Господь дал видеть обращения от тьмы к сету и от власти Сатаны к Богу девяноста душ. Мои дорогие сотрудники на ниве Божией, хочу вам сказать, что все это Господь сделал по молитве. Когда мы молимся, то ожидаем от Него и силы и благословения, а когда не молимся, то рассчитываем только на самих себя, что для нас бывает всегда пагубно. Вот, дорогие соработники, будем молиться  всегда с верою, настойчиво и неотступно, и увидим Славу Божию».

В 1913 году на Василия Прокофьевича за верное служение Господу было возбуждено уголовное дело. Так он описывает свои переживания:

«Злые люди нашли семь человек лжесвидетелей в одном селении – 18 верст от нашего села, которые согласились показать, что когда я совершал у них водное крещение, над верующими, то публично, якобы поносил некоторые православные святыни. Ничего этого, конечно, не было, потому что я нахожу, мы должны только проповедовать Евангелие Христово, а не порицать освящаемые различными религиями предметы.

Дело было передано следователю, и я в скором времени был арестован и посажен в тюрьму. По прошествии некоторого времени, за меня внесли братья по вере пять тысяч рублей залогу, и я был освобожден. Вышедши из тюрьмы, я встретился с одним моим близким другом – духовным и благословенным проповедником. И в виду строгой статьи и той опасности, которая мне грозила, мой друг порекомендовал мне знаменитого присяжного поверенного, хорошо ему знакомого.

Предложи мне о защитнике кто-либо из обыкновенных братьев и сестер, не особенно духовных, тогда, мне кажется, я просто и прямо бы сказал: «разве я этим не оскорбил бы моего Господа!» Но когда это предложение было от служителя Господня, то искушение было так сильно, что я не мог против него устоять.

По получении повестки я написал защитнику, спрашивая его, получил ли он извещение суда. Он ответил, что извещение получил, и спросил, сколько я намерен дать ему в вознаграждение за защиту. Я ответил ему, что по недостатку средств могу предложить ему только сто рублей. Утвердительного слова о его согласии не было, и не было также отказа.

За две недели до суда я вдруг получаю от защитника заказной пакет, в котором он возвращает все бумаги с надписью, что за такую сумму он защищать не может. С этого момента началась ужасная борьба в моем сердце. Когда я получил все бумаги, в моей душе ясно послышался голос: «Бог не хочет, чтобы ты нанимал защитника». Мне вспомнились слова жены, как она говорила: «Мне больно становится, когда ты говоришь о защитнике». Но я старался заглушить говоривший во мне голос, я давал волю голосу плоти, которая дрожала при мысли о суде и о тюрьме.

Мне представлялась моя семья и моя община... Я чувствовал в своем сердце ужасную слабость. Я ощущал в себе самом страшную борьбу плоти с духом; дух говорил: «Положись на Бога, Он не оставит тебя, Он ведь Сам сказал: „Когда поведут вас в суды, не заботьтесь, как отвечать и что говорить"». Но для плоти этих доказательств было слишком мало; она усиленно настаивала на своем, ища плотской опоры. Эта борьба была так сильна во мне, что потрясла все мое существо. Нервы совершенно расстроились, и я не мог ни есть, ни спать, плоть превозмогла. Молиться, как должно, я не мог: казалось, что молитвы мои не доходят до Бога - они кривы, потому что я ищу защиты в людях, а молюсь Богу. Я сознавал, что лицемерю. Это приводило меня в страшное изнеможение и духовно, и телесно.

Я встретился с некоторыми моими братьями и многими друзьями, которые, за небольшим исключением, советовали мне прибавить защитнику вознаграждение. На основании этого я написал ему телеграмму и предложил двести пятьдесят рублей. Прошел день, два, три, четыре, а ответа все нет. Жена говорит: «Смотри, Бог преграждает тебе дорогу». Это меня не успокоило. Узнав, что в Саратове находится один мой друг, я послал ему телеграмму с запросом, нет ли там хорошего защитника. Через день получил ответ, что друг мой выехал из Саратова. Послал еще в одну станицу области войска Донского. Оттуда уведомили, что защитник уехал в Москву. Борьба во мне все увеличивалась. Дух говорил и нападал, но плоть не хотела сдаваться.

В это время приходит ко мне один брат и говорит, что нужно лично поехать в одну станицу, потому что писать уже нет времени, так как осталась всего одна неделя. «Там,- говорит он,- есть хороший поверенный. Если он сам и не возьмется за это дело, то он может порекомендовать хорошего защитника». Мне это очень понравилось. Жена опять протестовала.

Наконец я решился: приказал сыну запрячь лошадь и отвезти меня на станцию. Дело было к вечеру, уже темнело. Я с тяжелым чувством простился со своей семьей. Мне казалось, что я иду на какое-то преступление. Я ловил себя, бичевал, судил, а потом оправдывал. Неопределенность, как огненный червь, точила меня.

Взяв с собою четырнадцатилетнего мальчика, я отправился на станцию. На пути заехал еще к одному брату, а потом поехал дальше. Не доезжая версты полторы до станции, я вижу, что поезд мой уже идет, а стоит он на станции всего четыре минуты. Я был страшно поражен: неужели опоздаю? Удивительно, часы у меня идут правильно, время я хорошо знаю, чуть ли не каждый день приходится бывать на станции, и вдруг - опоздаю! Тут еще я услышал голос внутри: «Вернись». Но плоть отчаянно закричала: «Погоняй! Успеешь!» Эти несколько минут показались мне целой вечностью. Душа моя терзалась. Адские муки наполнили мое сердце. С каждой минутой я все яснее и яснее слышал голос Духа Божьего: «Вернись», а между тем я продолжал спешить. Я находился в каком-то забытьи и, как обезумевший, лез на стену. Здесь можно было бы применить слова Валаама: «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божий, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его».

Я каждую секунду ждал суда Божьего и стал молиться: «Боже! Если Ты не хочешь, чтобы я ехал искать себе защитника, то останови меня явным образом, не допусти меня до станции. Возможно, что я успел бы, но Ты стал на моей дороге. Ты можешь сделать, чтобы моя лошадь упала или другое что, у Тебя много путей».

Я боялся, что у меня будет разрыв сердца,- такое было напряжение. Теперь я смотрел на лошадь и ждал, что вот-вот она упадет. Я затаил дыхание и ждал... До станции оставалось саженей пятьдесят. Поезд останавливается; по всему видно, что успею. Над моей головой что-то нависло. Мне казалось, что я доехал до того пункта, где встречусь с Богом лицом к лицу. Смотрю на лошадь, жду. Вдруг со всех ног она падает на правую оглоблю посреди большой лужи грязи. Пытается встать, но напрасно. Оглоблей придавило ей шею так, что жидкая грязь стала заливать ее уши и ноздри. Вижу: хрипит лошадь. Я вскакиваю, сбрасываю пальто и бросаюсь к ней на помощь. Лошадь бьется. Масса грязи была на мне, отпрячь удалось не так-то скоро. Смотрю в глаза лошади, и стало мне ее жалко. Заплакал я и сказал:

- И за что я тебя мучаю? Прости мне мое безумие. Не говори, я и так все понимаю.

Отпряг. Лошадь встала. Смотрю в сторону поезда, вижу: поезд тронулся. Но я уже теперь об этом не жалел. Я не старался уже больше его догнать даже мыслями своими. Мне стало ясно, как Божий день, что я навсегда должен бросить мысль о каком бы то ни было защитнике. Теперь уже я стал взывать к Богу о прощении. До этого момента у меня костюм был чистый, а душа ужасно грязная, теперь костюм грязный, но зато в душе просветлело. Запряг лошадь, повернул и поехал домой. Несколько минут длилось молчание...

- Колюшка,- спрашиваю я своего сына,- ты что думаешь?

- Папа,- чуть ли не со слезами говорит ребенок,- Бог не хочет, чтобы ты нанимал защитника, а потому и остановил нас.

Приехали домой... Жена была на дворе. Увидев меня, она воскликнула:

- Приехал! Не успел! Я так и думала. Ну и слава Богу! Я боялась, что ты под поезд попадешь... Никак не могла подумать, что Бог тебя до защитника допустит.

- Да ты посмотри, какой я приехал-то к тебе,- говорю я.

- Что с тобой? Где ты так ужасно выпачкался? - удивленно спрашивает жена.

Я рассказал ей все подробно. Все дети были рады моему возвращению. Собрались мы все вместе, прочитали про Валаамову ослицу, потом стали все на колени. Никогда не забуду этой вечерней семейной молитвы. Я молился, раскаивался и благодарил Господа. Теперь я передавал Ему мои бумаги и дела. Молились моя жена и дети, даже самые маленькие: «Иисус, дай папе положиться на Тебя, защити его на суде, ведь он нам нужен!»

Великая и неизреченная радость наполнила мое сердце, и полный покой водворился в моей душе. Мне теперь казалось, что никакого суда и не будет. Я мирно спал всю ночь. Встаю утром, и вдруг телеграмма от защитника из Харькова: «Могу рекомендовать благонадежного защитника за 240 рублей».

Жена смотрит мне в лицо, узнает содержание телеграммы и говорит:

- Ты колеблешься?

- О, нет,- говорю,- эта телеграмма, наверное, по ошибке ко мне попала, перепутали адрес.

И действительно, казалось, что эта телеграмма не мне, а кому-то другому. Ведь я нашел самого благонадежнейшего Защитника. И Он будет защищать меня без всяких 240 рублей. Я удивляюсь, почему я не мог раньше этого понять. Теперь же я нашел самую великую драгоценность. Да простит Он меня, что я до сих пор суетился, тратился, искал, а оказалось, что Он все время был возле меня.

Только теперь мне стало ясно, почему поверенный так долго не отвечал мне на ответную телеграмму. Ему Бог не велел. В этом теперь меня разубедить никто не может, это для меня так ясно!

После такого удивительного вмешательства Божьего в мое дело я пошел по многим домам братьев, чтобы рассказать все, что сделал со мной Господь. Вся наша община была в восторге от такого чудесного усмотрения Божьего. Это было как бы залогом оправдания.

Настало время прощания с семьей. Кто когда-нибудь переживал что-нибудь подобное, тот знает, что значит разлука с семьей и разлука с милой, дорогой общиной.

Поехал я за сутки до суда. Затем прибыли из свидетелей те, которые по расположению ко мне захотели присутствовать на суде.

Утром 13 сентября, после общей молитвы всех верующих, приехавших на суд, и после пения гимнов «Ты помощь мне, Господь» и «Как скучно на сердце порой, когда я не вижу Христа», мы отправились на суд.

На этот раз очень много пришло народу. Это потому, что на 13 число назначены были два дела: одного православного священника, привлеченного к уголовной ответственности за подложное духовное завещание, и мое дело. Об этом все знали, и потому многие интересовались. И зал, и коридор были запружены народом.

Многие мои друзья и здесь предлагали мне защитников, приехавших на суд по другим делам. Но я был тверд в своем решении и был счастлив, что поручил дело мое самому благонадежному Защитнику из Назарета по имени Иисус.

Первое дело было окончено. Судебный пристав пригласил меня на скамью подсудимых. Я сел. Мне в эту минуту показалось, что я сел под какой-то страшный черный колпак. Но затем я стал молиться так, как никогда не молился. Вскоре я почувствовал, как будто кто-то положил руку на мое плечо и тихо сказал: «Не бойся, Я с тобою». Усиленная моя молитва была в это время за свидетелей против меня.

И чудно, удивительно Господь сотворил. Сами обвинители сказали, что я не виновен. Господь внушил им говорить истину. И так как наш закон невинного не судит, и суд стоит на страже, и судьи имеют совесть чистую, незапятнанную, то, как и нужно было ожидать, присяжные заседатели вопреки желанию «некоторых» вынесли мне полное оправдание.

Рад буду, если мое настоящее краткое описание будет кому-либо в благословение. Для меня же лично все испытания, описываемые здесь и в «Друге молодежи», принесли великую пользу. Конечно, когда я их переживал, было тяжело.

Искренне благодарю всех, кто за меня молился Богу. «Призванным... все содействует ко благу». Аллилуйя!»

Период русско-германской войны был временем больших ограничений в деятельности Союза баптистов, но как только в 1917 г., после падения самодержавного строя (март-апрель), открылись лучшие возможности, брат Степанов B. П. провёл в Саратовской общине баптистов евангелизационные собрания, в результате которых покаялись до 100 душ, из них около 70 принято и крещено. В 1919 г. брат помогал В.Г. Павлову в устройстве богослужебного зала на Серпуховской площади в Москве. На Всероссийском съезде в 1921 г. В. П. Степанов был избран в руководящую Союзом коллегию из пяти братьев, Совет Союза был расширен до 28 братьев.

В 1922-1923 годы Василий Прокофьевич возглавлял Библейские курсы в Песковской церкви. Было осуществлено несколько наборов. Курсы длились по три месяца.

В 1923 г. на 25-ом съезде баптистов, где число членов коллегии было сокращено до 3-ех братьев, брат В. П. Степанов был избран в состав Совета Союза. На пленуме в 1924 году он был избран кандидатом в члены правления союза. В 1925 году участвовал в работе IV Всеукраинского съезда баптистов. На 26-ом Всероссийском съезде в 1926 г., где Союз баптистов был преобразован в федерацию одиннадцати поместных Союзов, он был избран вместе с братом И. Я. Миллером (г. Киев) кандидатом в члены правления Федеративного Союза Баптистов. Это давало брату В.П. Степанову право на духовный труд во всех одиннадцати поместных Союзах, охвативших все регионы СССР. Он также принимал самое близкое участие в постройке молитвенного дома в Песках. Особенно в годы 1927-ой и 1928-ой, как бы предчувствуя приближающийся атеистический запрет на проповедь Евангелия с 1929-го года, брат В.П.Степанов посвятил много времени и сил на евангелизационные поездки - на Кавказ, Закавказье, Украину, Дальний Восток.

Об этих собраниях упоминается в журнале "Баптист Украины" за 1927 г.:

«Весть о приезде В. П. Степанова быстро разнеслась среди верующих, достигнув самых отдаленных районов. К назначенному часу зал молитвенного дома был переполнен. Вот проходит к кафедре долгожданный Василий Прокофьевич. С затаенным дыханием, терпеливо все ждут начала собрания. Молитва. Краткое слово местного брата. Хор оживленно исполняет гимн. Затем Василий Прокофьевич на кафедре. Приветствие, краткое вступительное слово, соло «Христос искал заблудших», обширная речь на текст из Иер. 1, 11-15 и призыв к молитве. Горячая общая молитва. Огонь загорелся. Одна душа, как первая весенняя ласточка, ознаменовала успех.

Второй день - торжественные собрания и призыв грешников. Побуждаемые Духом Святым, двадцать душ, выступив из рядов и приблизившись к кафедре, каялись перед Господом. Такое потрясающее действие Святого Духа пробудило души многих посетителей, которые разносили весть о даре спасения. Собрания с каждым вечером все увеличивались и увеличивались, так что обширный зал молитвенного дома с трудом вмещал всех посетителей. Собрания происходили ежедневно, на которых все новые и новые души каялись и обращались к Господу.

Воскресенье 27 марта 1927 года было чудным днем для многих душ. Торжественное совершение крещения над пятьюдесятью одной душой в присутствии около тысячи - тысячи двухсот человек, сплотившихся стеною в зале, описать не представляется возможным. Крещение совершалось после вечернего собрания в баптистерии в зале молитвенного дома. Многие, видя это торжество, умилились сердцем и на другой день покаялись. Многие еще ведут борьбу с неверием. Но недолог час, когда и для них настанет время светлой радости.

Следующий день - понедельник. В этот день решено было устроить вечерю любви в знак торжества по случаю сильного пробуждения и обращения многих грешников. Картина, которая представлялась взору всех собравшихся на вечерю, наглядно свидетельствовала о чудной, блаженной жизни во Христе. В этот вечер для новых двадцати пяти душ также настал момент покаяния, во время которого произошел потрясающий и редкий случай обращения грешников к Господу. Покаявшаяся и получившая радость от Господа девица с воплем, раздирающим душу, призывала отца:

- Папа, скорее иди сюда, Господь зовет тебя! Кайся, папа, я прошу тебя, иди!.. Господи, коснись сердца моего папы и обрати его к Себе! Папа, ты ведь хочешь молиться, но что-то тебе мешает!..

Когда хор торжественно исполнил гимн «Слава Искупителю» и девица, продолжавшая стоять на коленях, молилась, говоря: «Господи, не встану, пока Ты не призовешь моего папу», послышался вопль отца и возглас:

- Папа пришел!

По молитве и твердой вере девицы отец ее обратился к Господу.

Вечер продолжался до поздней ночи.

И, наконец, вторник, прощальный день Василия Прокофьевича с членами церкви, вновь обращенными, еще не вступившими в церковь и жаждущими спасения. Этот день ознаменовался фотографированием всей общины совместно с братом В. П. Степановым. После этого он обратился с речью ко всем вновь обращенным, еще не принятым в церковь, и призвал их к твердому упованию и укреплению в вере. Непокаявшиеся и здесь не остались равнодушными к спасению. Хотя брат и не призывал больше грешников, но семь душ, приблизившись к кафедре, каялись, не желая остаться опоздавшими.

На этом была закончена работа Василия Прокофьевича у нас в Баку. За время его пребывания здесь с 19 по 28 марта было обращено к Господу при Бакинской общине сто сорок шесть душ, из них принято через крещение пятьдесят одна душа, из отлученных принято трое.

Огонь загорелся, и как хочется, чтобы он не погас! Ждем новых благовестников.»

журнале «Баптист Украины» за 1928 г.:

«Читая в журнале «Баптист Украины» многие сообщения о переживаниях детей Божьих, я решил осуществить давно возникшую у меня мысль - поделиться, хотя и с большим опозданием, пережитой нами радостью в связи с посещением нашей Спасской общины (на Кавказе) уважаемым братом В. П. Степановым. Посещение это надолго запечатлелось в памяти не только всех членов общины, но и многих односельчан. По прибытии Василия Прокофьевича, на первом же собрании, его слова, облеченные силой влияния, произвели должное действие на всех членов, и тут же началось пробуждение грешников.

Переполненные собрания каждый раз увеличивались, приходили все новые и новые посетители, часть скамей вынесли, чтобы больше вместить людей. Дом, вмещающий до восьмисот душ, оказался мал — никто в семействах верующих не желал оставаться дома. Каялись перед Господом семидесятилетние старики, просили Искупителя о прощении средних лет люди - все было объято пламенем неземного огня.

Хор пел с особым воодушевлением, особенно новые песни, выученные под руководством Василия Прокофьевича. Несмотря на сильную грязь, собрания переполнялись прежде времени, все спешили поместиться в зале, а не в коридоре. Пробираться к кафедре приходилось с трудом. Собрания, обыкновенно оканчивающиеся в половине девятого, продолжались до одиннадцати часов вечера, и несколько раз по окончании собрания приходилось просить, чтобы освобождали помещение, но духовно бедному и внутренне голодному народу не хотелось уходить из сада, где лились ароматы благоухания для души (П. Песн. 4, 16). За это благословенное время всех кающихся было более ста душ, около девяноста душ, вновь обращенных и бывших исключенными, присоединилось к церкви.

Пусть возрастают в благодати души, обратившиеся от тьмы к свету! Да будет благословен Господь, посещающий народ Свой через верных Своих благовестников!»

и журнале "Баптист" за 1928 г. «Посещение В.П.Степановым Владикавказской церкви»:

«Слёзы умиления и раскаяния были пролиты в нашем собрании ... Обращения были из молокан, из "духовных", православных и наших детей. Печаль многих обратилась в общую радость, которую едва ли можно письменно передать. [Молитвенный дом, вмещавший до тысячи человек, с каждым днем все более переполнялся]. Более ста человек склонились перед истиной Евангелия. Множество чуждых нам людей теперь стали нам друзьями»

С 14 по 21 июня 1925 года в Омске проходил первый назидательный съезд баптистов Сибири. На этот съезд от Правления Всероссийского союза баптистов были направлены братья В. П. Степанов и М. И. Голяев. Василий Прокофъевич был избран председателем этого съезда. По намеченной программе многие братья говорили слово, освещая различные темы. Василий Прокофъевич подводил итоги и отвечал на многочисленные вопросы, которые задавали посредством записок.

На XXVI съезде в декабре 1926 года Василий Прокофьевич был избран кандидатом в члены Правления Федеративного союза баптистов. Он принял участие также в работе съезда Волго-Камского союза баптистов 1-7 июля 1927 года. На этом съезде он был избран товарищем председателя союза.

Осенью 1928 же года Василий Прокопьевич Степанов приехал на Дальний Восток. Он посещал церкви с проповедью о Христе и могучим призывом к покаянию. Об этих собраниях вспоминает Л.М.Винс::

«Василий Прокопьевич Степанов был очень талантливым проповедником и посещал разные города и церкви. На Дальнем Востоке он бывал и раньше. Степанов был духовным работником крупного масштаба и занимался евангелизацией по всей стране, проповедовал, пел, организовывал хоры по местам и разъезжал с этими хорами. Во время его проповедей многие обращались к Господу.

В течение двух месяцев Василий Прокопьевич разъезжал вместе с Петром Яковлевичем по всему Дальнему Востоку. Петр Яковлевич только открывал собрания молитвой, а все время отдавал брату Степанову. Когда Василий Прокопьевич вставал и шел к кафедре, он часто еще на ходу запевал один из гимнов, который особенно трогал сердца. Из рядов его певцы подпевали ему. Бывало так, что и посреди проповеди он начинал петь. Его певцы обычно сидели в рядах среди остальных верующих и. как только запевал Василий Прокопьевич, начинали петь и они, а затем и все собрание.

А проповеди его были такие трогательные и зажигательные, что десятки людей выходили с покаянием. Помещение собрания всегда было переполнено до отказа, кающиеся заполняли все проходы к кафедре. Я помню его удивительную проповедь о Моисее и горящем кусте, когда Бог сказал Моисею: «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход 3: 5). Степанов делал удивительные сравнения, что горящий куст — это церковь Божия, очищенная кровью Христа, испытанная и закаленная в страданиях. И она. хотя и в огне постоянных испытаний и гонений, не сгорает и не гибнет, а только еще более очищается и Укрепляется. Это была сильнейшая проповедь, я ее слышала в собрании в Москве в январе 1931 года, когда Петр Яковлевич был уже арестован. В то время многие братья-проповедники были в узах, жестокие гонения».

Владел В. П. Степанов не только устным вдохновенным словом, но был и автором духовных статей и стихотворений, которые стали любимыми песнями нашего братства: "Люблю я Иисуса всем сердцем и душой" (написан в 1930 году и посвящен родной Песковской общине), «Боже, видишь Ты страданье", "Когда одолеют тебя испытанья", "О любовь, как смогу о тебе..." и др. Так как брат В. П. Степанов был прекрасным певцом, то, возможно, на свои лирические стихотворения мелодии сочинял так же он сам. Каждую свою проповедь В.П. Степанов сопровождал песней, написанной им самим. О нем вспоминают, что у него был чудесный толос. Когда он пел, то пленял своим исполнением гимнов всех слушающих. При этом нередко у них из глаз текли слезы умиления. Брат вносил элемент особого напева, своеобразный акцент в составленные разными композиторами мелодии наших песен. В его устах знакомые мелодии духовных гимнов получали свою, песковскую, окраску, с грустно-лирическим оттенком, с пробуждением у слушающих желания быть ближе к Господу. Он неизменно пел и в расцвете весны, и в буран жизненной непогоды. Об этом он ярко сказал в 1936 году, на склоне своих дней:

 

Я жажду петь, любовью побежденный,
Про жгучую в моей груди любовь
К Тебе, Иисус, я, сердцем удивленный,
Что Ты стал мой, пролив святую кровь.

Волной любви все чувства заливало,
И счастью сердца не было конца.
Ничто меня уже не волновало.
Любовь Твоя сильней любви отца.

Настали дни великих испытаний,
Сгустились тучи, страшно гром гремел.
Но я от чувств любви и восхищений
Знал, что Ты - мой, и снова сладко пел.

Но вот суровая зима и вьюга
Метелью все тропинки замела.
Но я с Тобою в сладостном общенье
Не перестал душой любить Тебя.

Пройдет зима, и будет вечно лето.
И там с Тобой всегда я буду жить,
Вдали от зноя, холода, мороза,
И буду я Тебя сильней любить

А.М. Пуке упоминает, что любимой песней В.П. Степанова была «Господь страдающих людей».

Государственный атеизм, ещё с 1923 года предпринимавший репрессивные меры против братьев, увидел опасность для себя в одарённом самородке брате В. П. Степанове, хотя он последнее 5-летие нёс духовный труд только в сельской Песковской общине баптистов. В 1934 году он был вызван Правлением Союза для поездки на благовестие, но в пути был снят с поезда и арестован. Его приговорили к четырем [трем] годам лагерей и поместили в тюрьму, где содержался он в нечеловеческих условиях, что окончательно подорвало его здоровье. Находясь в лагерях ГУЛага, в посёлке Темном (впослевоенные годы переименован в Светлый) за колючей проволокой в Хабаровском крае, в жутких барачных условиях он написал гимны: «Боже, видишь ты страданье» и «Когда одолеют тебя испытанья». В 1936 г. по причине болезни его освободили.

Вернувшись после освобождения, Степанов В.П. жил в Борисоглебске, часто старался навещать Песковскую общину, но уже был болен раком желудка. В г.Воронеже ему была сделана операция. Так он вскоре и скончался, 18 августа 1937 года. После смерти нашли его письмо с просьбой похоронить его в с.Песках, но так как это трудно было исполнить по разного рода причинам, то все, кто мог, приехали в г. Воронеж, где и похоронили брата. [На похоронах присутствовала и его дочь – Мария.] В Песковской же общине 29 августа было назначено специальное собрание, посвященное воспоминаниям об ушедшем благословенном слуге Христа. В многолюдном собрании было почти 800 человек. Много доброго было сказано о Василии Прокопьевиче. Особенное впечатление произвело слово брата М. Г. Семенова на текст из Второзакония 4:8-10: «И оплакивали Моисея сыны Израилевы и не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу». Через несколько дней после похорон в его дом пришли работники НКВД с ордером на его арест. Жена В.П.Степанова им сказала: "Увы, любезные, на этот раз вы опоздали. Василий Прокофьевич уже три дня, как отошёл к Господу!"

 

…Там нет врагов с презренной клеветою;
Там нет друзей, отвергнувших любовь...

Там Тот, Кого душа моя любила
И Кто любить меня не перестал.
Он примет с радостью в Свои объятья
И приласкает нежно меня Сам.

Там на груди Христа, навек счастливый,
Познавши в полноте Его любовь,
Забуду скорби, страхи, зло людское
И буду прославлять Его за Кровь

(стихотворение «Устал я, путник», 1937 г.)

Дополнительные материалы:
Проповедь В.П. Степанова - "Какая польза"

Использованные материалы: 
  • «Воспоминание о Василии Прокопьевиче Степанове», Осипов А.С., «Братский вестник» №6, 1948
  • «Духовный певец евангельско-баптистского братства», Кузнецов Г.А., «Братский вестник» №4, 1969
  • «Облако свидетелей Христовых», Коваленко Л.Е., Центр Христианского Сотрудничества, Киев, 2006
  • «История евангельских христиан-баптистов в СССР», 1989
  • «История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии», С.Н. Савинский, 1999
  • «СТЕПАНОВ Василий Прокофьевич», сайт «Они прошли»

Добавить комментарий