1889-1945
Герман Иванович Адам – талантливый регент, композитор, педагог, пользовался известностью в Союзе баптистов. Родился в Латвии, там же началась его церковная музыкальная деятельность. Как и К. Инкис, Адам многие годы жил в России. Он был в числе тех, о которых епископ Янис Тервитс писал: «Различные обстоятельства, в том числе потоки беженцев, привели многих латышских баптистов в тесное сотрудничество с баптистскими церквами России». В разные годы он жил и совершал служение в Санкт-Петербурге, Нахичевани, Москве, Риге. Он опубликовал несколько нотных сборников, в том числе свою ораторию «Лазарь», «Аллилуйя» Г. Генделя, песнопения Д. Бортнинского, негритянские спиричуэлсы и др.
Г.И. Адам, совместно с В.А. Фетлером, совершил важную работу по сочинению и переводу текстов песен для сборника «Песни Евангелия», изданном в Петрограде в «Книгоиздательстве Полезной Литературы».
В 1917 году брат Г.И. Адам трудился регентом в Москве. Он также редактировал небольшие сборники: «Новая Евангельская песнь» и «Гимны рождения», которые были изданы в 1920-1921 гг. в издательстве «Слово Истины», организованном братьями П.В. Павловым и М.Д. Тимошенко.
В 1918-1920 гг. Герман Иванович совершал регентское служение в русской баптистской церкви в Нахичевани.
По поручению 1-го Съезда регентов, который состоялся в 1918г. в Киеве, Г.И. Адамом в начале 20-х годов был разработан «Устав церковного хора».
С 1922 по 1923 год при второй Московской церкви баптистов проходили регентские курсы, организованные регентом Г.И. Адамом.
В 20-х гг. значительных результатов исполнительского искусства достиг хор церкви «Дома Евангелия», руководимый Г.И. Адамом. В 1924 году в этом хоре еще пела, будучи уже старушкой, замечательная сестра—певица, бывшая солистка императорского оперного театра А.И. Пейкер, а несколько позже — тоже бывшие солистки оперного театра: М.И. Соколова и Е.И. Смирнова.
Г.И. Адам осознавал историческую необходимость церковного музыкального образования. Не имея законченного музыкального образования, он благодаря систематической и постоянной работе над собой, достиг замечательных успехов в области церковного хорового искусства.
В 1923 г. в Москве под его авторством вышел «Учебник элементарной теории музыки приспособленный к самообучению на регента». В предисловии к учебнику Г.И. Адам писал: «Цель настоящего учебника – дать моим дорогим братьям и сёстрам, сотрудникам в деле пения самые необходимые сведения по теории музыки, в которых мы так нуждаемся. Деятельность наша преследует святые цели, а мы находимся в деле музыки и пения в очень отсталом положении. Это сознание мучит не только меня, но и многих сознательных певчих и регентов, которые желали бы сами учиться и других поучить. Чтобы заполнить этот пробел, прилагаю свой труд – выпускаю в свет настоящий учебник, и надеюсь найти удовлетворение в том, что он учащемуся по нему принесёт пользу; с моей стороны всем советую браться за дело серьёзно, чтобы достигнуть положительного результата». Герман Иванович отмечал, что «настоящий учебник предназначен для преподавания и для самообучения» и выражает надежду, «что он будет вполне соответствовать своему назначению, и поднимет выше уровень наших музыкальных знаний». В конце предисловия автором учебника поставил пометку: «г. Нахичевань, Июль 1920 год». По всей вероятности, учебник был написан во время регентского служения в Нахичевани.
Учебник Г.И. Адама представляет собой небольшое учебное пособие по основам элементарной теории музыки. Учебный материал излагается в форме урока. Всего в учебнике – 12 уроков. В конце каждого урока имеются вопросы для повторения пройденного материала. Иногда, в контексте изложения теории даются практические советы. Например: «Как отыскать основной тон трезвучия при настройке хора с голоса».
Любопытна вводная статья автора о цифровой системе, используемой в те годы многими хорами. Г. Адам разъяснял преимущества общепринятой итальянской нотной системы и советует всем регентам и хористам «оставить цифровую систему и потрудиться выучить ноты». Он напоминал, что на Первом съезде регентов в Киеве в 1918 г. было принято решение издавать нотные сборники без цифровой системы. В 12 уроке учебника изложены правила переложения песни с цифровой системы на ноты. Г.И. Адам советовал регентам «постепенно перейти на пение по нотам, приучая своих певчих к нотам и переписывая циферные песни на ноты».
Интерес представляет рецензия на учебник Адама известного музыковеда и теоретика А.С. Оголевеца, в то время преподававшего специальный курс теории музыки в Школе оперы, драмы и хореографии А.Г. Шора в Москве. Рецензия интересна тем, что в ней высказано мнение профессионального музыканта и педагога: «Отзыв сей дан Герману Ивановичу Адаму в том, что им был представлен для корректуры учебник хорового пения и элементарной теории для регентов-баптистов, причём этот учебник найден вполне отвечающим своей цели по систематичности изложения и правильному и умелому плану сообщаемых сведений, что обеспечивает легкое их усвоение, и, как предназначенный для просвещения широкой малоподготовленной массы, этот учебник является, несомненно, ценным вкладом в область элементарного музыкального просвещения».
В своем отзыве А.С. Оголевец дает характеристику и автору. Он пишет: «Во всем труде Г.И. Адама видна серьезная старательная работа, вдумчивость и кропотливый, добросовестный труд, который всегда обеспечивает успех подобных высококультурных начинаний».
Издание учебника было весьма своевременным. В эти годы музыкальный отдел Союза баптистов организовывал и проводил музыкальные курсы для регентов, и учебник Г.И Адама стал необходимым пособием для студентов и руководителей музыкального служения в церквах.
До закрытия «Дома Евангелия» Г.И.Адам составил новый устав хора «Дома Евангелия» в Петрограде. В дальнейшем он выехал в Ригу, где в 1926 г. им был издан сборник «Песни Лазаря», включавший в себя тридцать шесть песнопений с нотами.
Герман Иванович Адам отошел в вечность в 1945 году.
- «Благая весть, воплощенная в музыке», Е.С. Гончаренко, «Логос» №1, 1996
- «Из истории музыкально-певческого служения нашего братства», Л.И. Харлов, «Братский Вестник» №6, 1981; №1, 1982
- «История евангельских христиан-баптистов в СССР», 1989
- «История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии», С.Н. Савинский, 1999
- «Основы музыкального служения», Л.В.Глинская, П.Д.Савченко, 1993
- «Музыкальное служение в церквах ЕХБ», Е.С. Гончаренко, «Логос» №1, 1998
Добавить комментарий