1873 – 1918
Каролис Инкис – первый профессиональный баптистский музыкант и композитор из Латвии, сын пресвитера Григиса Инкиса.
Брат И.С. Проханов привлек его к служению еще в годы студенчества. Он решил включать каждый месяц в журнал «Христианин» новые гимны, написанные на свои слова с музыкой современных композиторов. Пригласив брата Инкиса, он рекомендовал ему использовать некоторые иностранные мелодии для его гимнов и создать новые в русском стиле, для большинства новых песен. Каждая мелодия должна быть написана двумя методами: в итальянской нотной системе и также в цифровой. Вторая система была одобрена вместе с первой, поскольку она была проста и понятна для братьев, живущих в деревнях.
Так пишет об этом И.С. Проханов:
«Каждый Евангельский христианин переходил из тьмы в свет через свое обращение, испытывая неописуемую радость и счастье. Вся его жизнь освещалась яркими лучами спасения во Христе, поэтому я решил сделать все, чтобы Евангельская музыка была способна выражать высшую радость, которая существует на Земле, радость, источник которой есть небо. Музыка должна иметь такой же характер, как содержащее радость Евангелие. Лучи солнечного света наполненные оптимизмом должны проникать через дождевые тучи пессимизма. Когда эта концепция русской христианской Евангельской песни и музыки пришла ко мне, я начал действовать. Все мои гимны выражали победную веру Евангелия, рисуя прохождение через моря и горы трудностей. Я объяснил мои идеи брату Инкису и другим русским композиторам, которые работали со мной и сделал все возможное, чтобы вдохновить их на новое направление в духовной музыке. Постепенно такие мелодии создавались и их количество увеличивалось»
И.С. Прохановым пригласил К. Инкиса преподавать церковную музыку в первой протестантской богословской школе в России, которая открылась в Санкт-Петербурге в 1913 году. Братом были разработаны первая программа и систематический курс музыкально-певческого обучения в евангельско-баптистских церквах. К этому времени К. Инкис был уже сложившимся музыкантом с консерваторским образованием (Санкт-Петербургская консерватория) и большим опытом церковной работы. Он великолепно разбирался во всех нюансах церковного музыкального служения евангельских христиан-баптистов, имел преподавательский опыт работы в латышских церковных школах, включая регентские курсы. Как личность творческая, Инкис и в этом случае проявил творческий подход и создал не только программу обучения, но и учебник «Руководство к изучению музыки и пения по нотам».
Учебник был выпущен Издательским товариществом «Радуга» в Санкт-Петербурге в 1912 г., и состоял из двух частей и приложения. Первая часть – «Элементарная теория музыки». Последняя 12-я глава это части – «Объем разных голосов и постановка хоров» содержит некоторые сведения из курса хороведение. Во второй части учебника изложена «Элементарная теория пения и постановки голоса», где в заключительном разделе «Общие советы» содержатся практические замечания опытного регента, знающего проблематику хорового пения. И, третья часть или Приложение – это учебник по сольфеджио, в который включены упражнения для чтения нот. Отдельным учебником было выпущено также подготовленное Инкисом «Краткое руководство к изучению пения по цифровой системе».
Брат также писал духовную прозу, рассказ «Новая вера». Он принимал участие в составлении первоначального нотного сборника для русских общин и был автором ряда мелодий наших духовных гимнов, внес огромный вклад в подготовку к изданию с 1909 по 1913 годы серии нотных сборников духовных песен («Гусли», «Новые напевы», «Новая арфа», «Песни христианина», «Тимпаны», «Кимвалы», «Заря жизни» и «Песни первых христиан»). В 1913 году при участии К. Инкиса И.С. Проханов предпринял издание раз в три месяца журнала для духовного пения «Новые напевы», который вышел как приложение к газете «Утренняя звезда».
При открытии курсов в Петербурге преподаватель пения и музыки К. Инкис прочитал следующие стихи: «И сказал Господь Моисею говоря: "Сделай себе две серебряные трубы, чеканные сделай их, чтоб они служили тебе для созывания общества и для снятия станов. И в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших; и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим. Я - Господь, Бог ваш"», - и сравнил эти две трубы с проповедью и пением.
К. Инкис умер в результате эпидемии в годы революции.
Дополнительные материалы:
"Радуйся Сиона дщерь" (из оратории Генделя "Иисус Навин") - Хор евангельских-христиан баптистов Санкт-Петербурга под управление К. Инкиса 1913 г.
"О, смерть, где, скажи, твое жало" - Хор евангельских-христиан баптистов Санкт-Петербурга под управление К. Инкиса 1913 г.
Добавить комментарий