Вы здесь

Бацук Сергей Андреевич

 1910 – 1983

Сергей Андреевич Бацук родился 27 ноября 1910 года в Белоруссии, на Полесье, в д. Вулька Дрогичинского района Пинской [Брестской] области, в многодетной семье крестьян-белорусов. Детство его прошло в сельской местности. С детских лет он слушал пение птиц, шелест трав и шум лесов. Воспитываясь в большой крестьянской семье среди трудностей, Сережа жил музыкой. В свободное от нелегкого земледельческого труда время, он своими детскими руками мастерил кустарные скрипки, на которых учился играть. Отец неоднократно разбивал их и сжигал. Но никакие преграды не могли заглушить в сердце будущего композитора пылкой любви к музыке.

Однажды, в 1925 году, еще юношей, проходя мимо молитвенного дома евангельских христиан-баптистов деревни Симоновичи, он услыхал пение. Его душу глубоко взволновали мелодии псалмов, и он начал регулярно посещать молитвенный дом.

В 1928 году С. А. Бацук принял святое водное крещение, засвидетельствовав тем самым о своем посвящении Господу. С этого времени он ревностно включился в жизнь Симоновической церкви, где пресвитером тогда трудился брат Д. Г. Шельпук. Пел в хоре, писал стихотворения и проповедовал Евангелие.

В 1930 году С. А. Бацук вступил в брак с сестрой в Господе Анной Тихоновной Петровской, хористкой, членом Завелевской церкви, которая стала ему верной помощницей на многие годы. Супружеская жизнь их была благословенной и счастливой, Бог даровал им сыновей и дочерей.

В 1931 г., отбывая воинскую службу в г. Бресте, С.А. Бацук познакомился с братом М. Каретко, который стал для него первым учителем нотной грамоты. К концу службы он уже мог самостоятельно пропеть по нотам любую песню. С его помощью С.А. Бацук написал и первый псалом, уже давно звучавший в его душе— «Друг мой, брат мой». В 1932 году Сергея Андреевича пригласили трудиться регентом хора и благовестником Евангелия в д.Завелевье.

В 1937 году он поступил на регентские курсы в с.Белявичи, которые проводил брат А.Ф. Казимирский из г. Ровно, имевший уже свои композиторские труды. Там он повысил свои музыкальные знания, изучил сольфеджио, теорию музыки, дирижирование. Через два года С.А. Бацук повторно прошел обучение на высших регентских курсах, где преподавали и предмет гармонии. С этого времени он стал сочинять свои первые мелодии. Во время немецкой оккупации, 1941-1944 гг. [по другим данным – начиная с 1939 г.], в д.Завелевье поселился учитель с высшим музыкальным образованием, Козик, у которого С.А. Бацук брал уроки по гармонии и познакомил его с первыми духовными песнями на свои стихотворения: «Почему об одном я пою», «На могучих крыльях веры» и др. Учитель одобрил его сочинения и радовался его успехам. После окончания учебы брат сочинил небольшую кантату «Готово сердце мое, Боже». Слова для большинства гимнов он писал сам.

Песня «Почему об одном я пою?» была написана в начале войны, в 1941 г. Сергей Андреевич написал ее, видя страдания местного населения, смерть безвинных людей. У многих умирающих последними словами на устах были «Иисус Христос». Поэтому автор назвал это имя самым дорогим на свете.

Желая обращения своих родственников и близких, сердца которых были черствы к принятию спасения, Сергей Андреевич в эти же годы написал слова и музыку песни «Когда ты для Господа сердце откроешь?».

С 1947 по 1949 год брат заочно занимался в Брестском музыкальном училище, пополняя свои музыкальные знания, и всё более успешно применял их в создании новых, теперь уже концертных гимнов. Музыка полностью поглотила молодого композитора. Где бы ни находился Сергей Андреевич - дома, в пути - везде в его душе звучали все новые и новые мелодии, восхваляющие великого Творца миров. Как-то ранней весной по дороге на работу (работал он столяром) зародилась мелодия пасхального псалма «Пусть все народы возликуют». Весь день этот псалом звучал в его душе. Вернувшись домой и сев за фортепиано, он записал эту мелодию в нотную тетрадь. В это же время написан и гимн «Послушаю, что скажет Бог».

При поездках в г. Брест, в связи с учёбой в музучилище, С.А. Бацук начал бывать на богослужениях Брестской церкви ЕХБ, познакомился с хором и певцами. Господь расположил к нему сердца братьев и сестер этой церкви, и они подарили молодому композитору пианино, понимая необходимость этого инструмента для роста и развития его таланта. В этом подарке он увидел Божье благоволение к своему творчеству, и это вдохновило его на создание новых произведений. Кроме этого, рост музыкального образования регента практически выражался в повышении требований к хорам и начале занятий с ними по нотной грамоте, постановке голосов, правильной артикуляции. В начале 50-ых годов у С.А. Бацука появилась мечта после окончания музучилища поступить в консерваторию, но тяжелые семейные обстоятельства вынудили его в 1953 г. переменить место жительства и вместе со своей семьей поселиться в 300-тысячном городе металлургов – Днепродзержинске (Украина).

В то тяжелое время гонений и репрессий церковь этого города очень нуждалась в регенте. Они долгое время молились об этом. И приезд Сергея Андреевича восприняли как ответ на них. С первых дней новый регент активно включился в жизнь церкви. Не дорожа своим здоровьем, он отдавал много времени и сил делу Божьему – проповедовал, долгое время был председателем церковного совета, руководил хором, проводил спевки, писал новые гимны, которые духовно оживляли церковь. Этот период творчества уже зрелого композитора был наиболее плодоносным в его жизни: им было создано более 100 произведений. Из-под его пера выходят десятки новых музыкальных произведений – гимнов, ораторий, молитвенных псалмов, принесших ему известность среди верующих нашего братства. Наряду с этим, С.А. Бацук много уделял внимания, чтобы пополнить хор молодыми голосами, за что встречал недоброжелательство и угрозы со стороны чиновников-атеистов, которые тогда вели строгий надзор за церквами ЕХБ. Спевки походили с приставными стульями к хору, он умел по-отцовски и поговорить, и научить. Работая плотником, часто уставший, он спешил в церковь, подавая личный пример служения Богу не на словах, а на деле. Брат знал несколько языков, в том числе украинский и польский.

Им написано более четырехсот духовных песнопений. При этом брат никогда не приписывал успеха себе, а всегда говорил словами псалмопевца: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу».

В 1970 году Сергея Андреевича посетила большая утрата: отошла в вечность верная помощница Анна Тихоновна, с которой он делил радости и печали в течение более чем сорок лет. А так как их дети уже жили самостоятельно, то после смерти жены одиночество стало угнетать брата, тем более, что сыновья Владимир и Вениамин, жившие в Киеве, стали звать его к себе. Перед ним встал трудный выбор между полюбившими его за 17-летний совместный труд для Господа братьями и сестрами, горячо просившими оставаться с ними, и его детьми. После продолжительных раздумий и молитв он переехал в г. Киев. Вскоре Бог дал ему очень заботливую жену и высоко ценившую его труд, сестру В.К. Машовец. Здесь он тоже много времени уделял музыке, сочетая этот творческий труд со служением словом в центральной церкви г. Киева. Его сыновья-инженеры, сами высоко ценившие духовные песни (они были образцовыми хористами в центральной церкви ЕХБ), видя, как отец день и ночь погружен в свои рукописи, решили усердно помогать ему в приведении его трудов в нужный для издания порядок. Благодаря их помощи, уже в 1984 г., вскоре после смерти отца, увидел свет нотный сборник «Песни веры, надежды, любви», изданный за рубежом братом Д.А. Гринь.

Сергей Андреевич Бацук отошел в вечность 30-го марта 1983 г.

Со стороны властей были попытки повредить нормальному ходу похорон брата – запрет на похороны из Дома молитвы, запрет на участие духового оркестра, штрафы братьям, проповедовавшим после выноса тела во двор, снятие с регистрации пресвитера Павловского П. И. Но погребение всё же было многолюдным, много было регентов и хористов с других областей Украины, с Белорусии, родины покойного брата.

На Лесном кладбище в Киеве покоится прах композитора, поэта и дирижера. На гранитном памятнике – слова, написанные христианским поэтом одесситом Степаном Коханцем, уже также ушедшем в вечность.

 «Пусть тело тлеет, но вовек жив дух.
Суть правды сей пред нами ежечасно.
Ты будешь жить, отец и верный друг,
В словах, в делах и в музыке прекрасной»

Автор слов

Автор музыки

Комментарии

Добавить комментарий